Сколько километров в день стоит проехать?

Всех велотуристов условно можно разделить на поклонников асфальта и любителей бездорожья. Рассчитать километраж «асфальтового маршрута» довольно просто. Предлагаем воспользоваться следующей таблицей:

Богатые достопримечательностями

50-70 км/день

Предположим, вы новичок и хотите сходить в свой первый велопоход на майские праздники. Заложите по 50-60 км в день, и вы имеете все шансы попасть в точку. Конечно, много зависит от подготовленности группы и стиля похода (цифры приведены для экспедиционного туризма, того, что с палаткой и рюкзаком ). С другой стороны, увеличить километраж заметно легче, нежели безуспешно пытаться нагнать график.

Вас не пугают цифры из таблицы? Ну что там, прокатиться 80 км по асфальту, думает новичок, прибегнув к несложным арифметическим исчислениям — всего-то 4 часа пути! Все так, да не вполне. Если мы попытаемся определить, на что же у велотуриста в походе уходит время, то выясняется, что уходит оно по большей части на все, что угодно, но только не на езду на велосипеде. В обычном походе после дневного перехода велокомпьютер показывает 4,5-5,5 часов пути на велосипеде, иногда больше. Это «чистое время» — время, пока крутится колесо. Общее время больше, часов до 8. Куда деваются остальные 19-20 часов?

Больше всего турист тратит время на сон — 8 часов. Это правильно — где же еще поспать, кроме как в палатке под елочкой? К тому же надо дать организму восстановиться. На втором месте находятся сборы. Вечером необходимо лагерь поставить, костер развести, пищу приготовить и по возможности съесть. То же самое утром. Слаженные группы тратят на утренние сборы до полутора часов. Однако среднее время составляет около 2,5. Итак: сборы утром и вечером дают нам в сумме 5 часов. После суммирования: 8 часов езды, 8 сна и 5 на сборы, получаем 3 часа в остатке. Куда идет это время? Оно «утекает» на покупки в магазинах, осмотр достопримечательностей и отдых. Кроме того, есть еще и форс-мажорные обстоятельства. Нужно время для починки пробитой камеры, для пережидания дождя, а еще можно заблудиться в незнакомом городе. Одним словом, 60-70 км в день для новичка — мало не покажется.

Как посчитать километраж похода по лесным дорогам, бездорожью и тропинкам?

Главная проблема в том, что состояние покрытия на таких дорожках сильно зависит от погоды. Лесная дорожка может быть сухой и плотной, тогда по ней ехать одно удовольствие. Но прошел дождь, и на ней образовались глубокие лужи, которые надо объезжать или, чего доброго, обносить! Дождь — плохо, но жара не лучше. На жаре часть лесных дорожек «распухает» — покрывается слоем рыхлого песка. Это тоже не способствует скорости передвижения. Другая проблема — отсутствие точного знания, «а что это за тропинка такая заманчивая показана на карте?» Это может быть замечательная набитая тропа, а может — полуутонувшая в болоте гать с поваленными на нее деревьями через каждые 20 метров. Главное правило при составлении маршрута по тропам — предусмотреть пути отступления.

Предположим, вы задумали проехать по лесным дорожкам 50 км. Если все будет хорошо — за день справитесь. Если «все будет плохо» — такое расстояние можно идти на пределе сил 3 дня. Не зная описания дорожки, подумайте, где с нее можно свернуть, или заложите день запаса.

Вспоминаются эпизоды, когда по лесным дорогам Тверской или Псковской области за 7-8 часов удавалось «проехать» лишь 12-15км. Можно добавить, что самое приятное в эти жаркие летние дни было идти по колено в жидкой грязи, неся велосипеды на плечах, поскольку как только мы выходили на сухое место, на нас тут же набрасывались полчища оводов.

Отдельно стоит зимний велотуризм. Как правило, новички не ездят зимой — боятся холодов и обледенелых дорог. Зимой всегда есть место подвигу — битве с погодой, с дорогой. Километраж можно рассчитывать, исходя из следующих реалий: на асфальте напряженные походы начинаются от 75-80 км в день, более простой поход можно «пройти» в расчете 50 км в день (не надо сравнивать с таблицей для лета — зимой нет графы «простые походы»).

Если перед вами зимник, то считайте его прохождение по 35-45 км в день. Если по зимнику движение слабое (одна-две машины в неделю), то в случае снегопада можно хорошо «попасть» на дополнительных денька два-три. Тоже самое относится к замерзшим морям-озерам: можно пройти в день 40-50 км, а можно едва 15. Обратите внимание, что зимники бывают «автомобильными» — такое название им присваивается, если дорожные службы делают его пригодным для движения вполне обычных машин. По таким дорогам можно ездить так же, как и по покрытому льдом асфальту, «закладывая» примерно тот же километраж.

Как рассчитать поход по горам?

Походы в горы требуют длительной подготовки. К тому же сама езда на велосипеде по горам является нетривиальной задачей — дорожные серпантины, неблагоприятные погодные условия — внезапные снегопады или дожди, холод, сильные ветра, сходы селей или лавин заставляют проводить серьезную предпоходную подготовку с привлечением справочников и отчетов туристов. В горах походы рассчитывают не только по пройденному километражу, но и по набору высоты. Так, при наборе высоты до 800-1000 метров, его можно отнести к «простому походу», до 1500-1800 — походы «средней» сложности, свыше 1800 — сложные. Учитывается суммарный дневной набор высоты (цифры приведены для асфальта). Грунтовые подъемы заметно сложнее — 800 метров набора высоты по разбитой грунтовке уже очень много.

Кроме дорог, можно двигаться по бездорожью.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям